Международная летняя школа «Прошлое, которое определяет наше будущее: формирование национальных стратегий памяти и забвения» (13-31 июля 2020): опыт организации, результаты и перспективы.

Макарова А.В., Шнырова О.В.

 

Темы исторической памяти, преодоления травм войн и конфликтов, воссоединения разделенных сообществ являются ключевыми для международных летних школ Ивановского центра гендерных исследований. Им были посвящены школы в 2014, 2015 и 2016 гг. Школа 2020 г., года семидесятипятилетия завершения Второй мировой войны также была посвящена проблемам коммеморации войн и военных конфликтов. Первоначально местом ее проведения была избрана Испания, страна, пережившая гражданскую войну и диктатуру Франко, и до сих пор переживающая политические, социальные и культурные последствия этих событий. Партнером в проекте выступил Университет Компултенс Мадрида, для ученых которого эта тематика также является важной. В рамках программы школы участникам предлагалось обсудить и проанализировать наиболее чувствительные и травмирующие последствия войн. Что мы помним, а что стараемся забыть на уровне национальной памяти? Как это влияет на нашу национальную идентичность? Какой отпечаток накладывает на гендерные отношения в пост-конфликтных обществах? Как влияет на развитие гражданского общества, женских организаций, гендерных исследований? Может ли общество двигаться в будущее и модернизироваться, не переосмыслив и не преодолев послевоенную травму?

Однако начавшаяся пандемия заставила организаторов школы перевести ее в онлайн-формат, что стало для нас первым опытом продолжительного образовательного события. Сам этот формат, к которому команда быстро адаптировала разработанную программу, изменил работу школы не только организационно, но и содержательно. Усилился акцент на формирование общего дискуссионного пространства по вопросам проблем коллективной памяти, травмы, взаимосвязи национальных стратегий коммеморации и конструирования будущего.

Целями школы было (1) представить участникам опыт примирения различных европейских стран и регионов, разделенных после войн; (2) научить участников использовать гендерный анализ при разработке подходов к миростроительству и разрешению конфликтов; (3) обсудить национальные стратегии коммеморации военных конфликтов и роль гражданского общества в преодолении послевоенных травм.

В программе международной летней школы приняли участие 25 человек. Среди них были преподаватели университетов и сотрудники общественных организаций, чьи научные интересы и общественная деятельность связаны с изучением военных конфликтов, исследованиями травм и помощи пережившим насилие. Среди участников были представители России, Армении, Казахстана и Украины. Команда преподавателей школы включала известных специалисты в области гендерных аспектов коммеморации войн из семи европейских университетов и академических институтов: Университета Компултенс Мадрида, Автономного университета Мадрида, Университета Лидса, Университета Берлина, Университета Коимбры, Болгарской академии наук и Академии наук Армении.

Сообщество, сложившееся в рамках школы, таким образом, по своему составу было двояким - представляло как специалистов, занимающихся профессиональной рефлексией памяти, травмы, так и профессионалов, имеющих непосредственный повседневный опыт работы с этими явлениями, работы с носителями, свидетелями коллективной памяти и травмы. Мы полагаем, что взаимодействие этих групп уже само по себе стало важным результатом школы, который необходимо сохранить для будущих проектов.

Состав группы обеспечил высокий уровень мотивации участников и их активность в процессе реализации программы школы. В заявках были названы следующие побудительные мотивы участия в школе:

- желание расширить свой опыт международного взаимодействия с коллегами, профессионального обмена мнениями по школьной тематике, а также взглянуть на поднятые вопросы с точки зрения представителей различных отечественных подходов к историграфии,

- научиться преодолевать послевоенные стрессы и ситуации, находить подходы к миростроительству и разрешению конфликтов,

- изучить опыт организации и проведения международных образовательных программ в дистанционном формате,

- освоить новую методику, которая поможет проводить собственные исследования; включение участников в исследовательскую сеть летних школ ИЦГИ.

 

Школа проводилась на платформе ZOOMPROFI c с использованием сервиса ZOOM Webinars, который давал возможность осуществлять последовательный и синхронный перевод, а также организовывать работу участников в группах в сессионных комнатах. Разработанная методика школы позволила максимально приблизить ее к формату наших офлайн-школ и обеспечить общение и взаимодействие участников, несмотря на разделяющие их расстояния. Школьная программа включала ежедневные занятия с 10.30 до 13.30, за исключением выходных и последних четырех дней, когда участники, работая в малых группах, писали коллективные расширенные эссе.

Первые семь дней были лекционными и были посвящены, согласно программе, мини-курсам приглашенных лекторов. Анкеты обратной связи показали, что участники высоко оценили курсы всех лекторов. Особо были отмечены курсы Джин Диас-Гихарро Хейс о транзите испанского общества от франкизма к демократии, Николая Вукова об особенностях коммеморации Второй мировой войны в странах Восточной Европы, Ингрид Шарп о гендерных аспектах культурных репрезентаций войн в современном обществе, Ульрике Ауга о влиянии памяти о Второй мировой войне на послевоенную Германию .

Поскольку участники сами были специалистами в области коммеморации, исследований памяти и исследования травм, они принимали активное участие в обсуждении проблем, поставленных лекторами в открытых дискуссиях, работали в малых группах, обменивались мнениями и материалами своих исследований в чате. Именно эти форматы позитивно отмечались участниками в процессе сбора обратной связи во время школы. Такая мультиканальность создала насыщенную информационную среду школы, существенно расширив пространство коммуникации и количество участников, непосредственно вовлеченных в него. Поэтому организаторы старались гибко подстроиться под запрос участников и менять, по возможности, формат работы на лекционных и самостоятельных занятиях. Методическую проработку и усиление форматов удобного взаимодействия участников, их презентации мы полагаем перспективной для наших будущих мероприятий.

Чтобы участники могли более подробно познакомиться с исследовательскими интересами друг друга, им была предоставлена возможность выступить с докладами на эту тему по желанию. Тем, для кого было важно поделиться результатами своих исследований и проектов с коллегами, в течение двух дней была представлена такая возможность. В данном формате организаторы увеличили время для собственных презентаций участников по сравнению с первоначально запланированным. Для группы и для тех преподавателей, которые смогли посетить школу в течение дополнительных дней была предоставлена возможность обсуждать презентации, задавать вопросы докладчикам.

Следует отметить, что максимальная гибкость в составлении программы презентаций участников оказалась практически единственно возможной и очень эффективной организационной тактикой. Часть участников именно после начала школы получили мотивацию для представления своих исследований и проектов, решения о

выступлении принималось очень быстро и в контексте обсуждений, сложившихся на школе.

Эта часть школьной программы была отмечена участниками как одна из самых интересных, так как позволила им проанализировать наиболее актуальные тенденции в исследованиях по вопросам памятных дат и привела к установлению контактов между ними и генерации идей для совместных проектов.

 

Вторая часть школьной программы предполагала самостоятельную работу участников. Процесс написания эссе был направлен на то, чтобы способствовать коллективному осмыслению школьной проблематики и выработке общей позиции участников из разных стран региона. Участники объединились в пять групп, каждая из которых выбрала тему эссе в соответствии со своими исследовательскими интересами. В результате были представлены эссе по следующим темам:

«Что мы помним, а что пытаемся забыть на уровне национальной памяти?»;

«Может ли общество двигаться в будущее и модернизироваться без переосмысления и преодоления послевоенной травмы?»;

«Проблема конкуренции исторических нарративов в построении государственной идентичности: национальный и региональный аспекты»;

«Какое влияние выживание после травмы оказывает на гендерные отношения в постконфликтных обществах?»,

«Как политика памяти влияет на развитие гражданского общества, женских организаций, гендерных исследований?».

Результат их коллективной работы был очень впечатляющим, и может быть хорошим заделом для написания коллективных статей и разработки исследовательских проектов.

 

По традиции программа летней школы завершилась круглым столом «Войны и пандемии: как выжить и вспомнить коллективные травмы?» на котором присутствовали участники и преподаватели летней школы. Дискуссия позволила подвести итоги трехнедельной работы и обозначить перспективы дальнейших исследований памяти, войн и конфликтов.

 

Значимыми оказались и содержательные итоги по обсуждению проблематики коллективной памяти, забвению. Были выявлены трудные моменты в обсуждения вопросов коммеморации. В частности выявилась проблема выбора аспектов коллективной памяти в зависимости от организацией исследований. Исследователь исторической памяти, индивидуальной памяти зависим от акторов, конструирующих память политическую, от системы государственных научных, образовательных институтов, что определяет выбор тем. Не всегда актуальные для общества проблемы коллективной коммеморации имеют возможность стать объектом профессиональной рефлексии.

Существует ряд тем для коллективной коммеморации, которые являются травмирующими. Они избегаются исследователями, либо становятся полем для «борьбы за дискурс», если поднимаются в обсуждениях. К таким темам относятся травмы общего прошлого 20 века, объединенного общей историей постсоветского пространства, но различной оценкой и различными потребностями в конструировании групповой идентичности (темы войн, репрессий, голода, этнических конфликтов). Гендерная проблематика коллективных травм и коллективной истории в данном случае выступала как объединяющий опыт, объединяющее поле смыслов.

Среди интересных содержательных итогов школы можно отметить, что существует принципиальное различие в исследованиях и практиках коллективной памяти, между европейским и постсоциалистическим обществами. Для европейской культуры, наиболее ярко представленной в лекциях и суждениях профессора Ульрики Ауги (Берлин) актуальны практики коммеморации, позитивным результатом которой ожидается создание солидарного общества. Целью ее является не конструирование (или реконструирование)

символических различий воображаемых сообществ, а определение общих целей в рамках сложных сообществ, члены которых имеют множественную идентичность, или «принадлежность». Значение коллективной памяти в консолидации общества перед лицом внешних и внутренних вызовов не меняется. Меняется место «другого» - оно оказывается предоставлено не нациям, этносам, классам, словом, не людям, как носителям вызова, а проблеме, лишенной персонификации, лишенной слияния с какой-либо группой через комплекс приписываемых характеристик. Таким образом, функции памяти заключаются в поиске основ для солидарности, а не для противопоставления и конфликта.

Общества значительной части постсоциалистического пространства ориентированы на осуществление практик коммеморации с целью построения коллективных идентичностей на основе традиционного противопоставления «мы-они», отстройки себя от «другого». В случае опыта травм цель коммеморации и рекоммеморации заключается в исторической самолегитимации, обреченной на соревнование за право считаться «жертвой», за право на символическую и материальную компенсацию со стороны «другого». Даже в дискуссиях наших подготовленных и опытных участников отмечалась эта тенденция, самые горячие споры возникали между представителями различных сообществ при обсуждении коллективных травм прошлого (дискуссии о репрессиях и голоде 1930-х годов, об этнических конфликтах 1990-х, 2000-х гг). Практики коммеморации ориентированы на повышение конкуренции в настоящем, что сокращает возможности конструктивных сценариев совместного взаимодействия и развития.

Гендерное измерение вопросов коммеморации и коллективной травмы показало, что существует и не проработан целый ряд актуальных проблем, как на уровне индивидуальной истории и травмы, так и на уровне этносов и наций. Так, одной из наиболее актуальных до сих пор остается блокировка проработки травмы, определяемая гендерной моделью общества.

Можно отметить, что проблематика, поднятая школой, чрезвычайно актуальна как для исследователей, так и для общественных активистов, и наиболее перспективным форматом является именно совместное ее обсуждение. Таким образом становится очевидной связь теории и истории с практикой общественной работы.

 

Итоговое анкетирование участников школы показало, что все остались довольны программой, содержанием, методами преподавания и организацией летней школы. Было отмечено, что онлайн-формат сделал учебную программу школы более доступной, поскольку не все участники могли полностью освободиться от работы, чтобы принять участие в трехнедельной программе обучения, а онлайн-программа позволяла сочетать работу и летнюю школьную деятельность. Однако большинство участников указали, что они предпочли бы смешанный формат, сочетающий онлайн- и офлайн-мероприятия.

Среди преимуществ участия в летней школе участники отметили:

- возможность ознакомиться с текущим состоянием дел в области исследования памяти и травм на постсоветском пространстве и за рубежом;

- новые контакты и новые темы для размышлений;

- расширение профессиональных контактов;

- получение новых знаний;

- обогащение преподавания, повышение навыков работы в режиме видео-конференц-связи;

- «проверка проникновения» в собственных исследованиях по гендерным вопросам и отзывы специалиста;

- возможности участия в дальнейших совместных проектах.

Все, кроме двух участников, успешно завершили школьную программу и получили сертификаты об окончании школы.

 

Итак, можно сделать вывод, что результаты летней школы достигли поставленных целей, а проект был успешным и многое дал участникам. Для организаторов это был также

новый вызов и возможность попробовать себя в новом формате обучения, развить свои профессиональные навыки и контакты.

Вы можете поделиться этим в соц. сетях: