Женевьева Фрейс ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ ПОЛОВЫХ РАЗЛИЧИЙ
Перевод Школьникова И. А.
Философский дискурс о женщинах и половых различиях обязательно находится на перекрестке истории (в данном случае характеристиками нового времени служат политический разлад и экономическая перестройка) и вечных философских вопросов о двойственности разума/тела, отношений природы и цивилизации, равновесия частного и публичного. Моя цель состоит в детальном изучении того, каким образом эти древние и традиционные проблемы решались философами, работавшими в период от последних лет жизни Канта и до публикации первых работ Фрейда
Женевьева Фрейс, Мишель Перро ЖЕРМЕН ДЕ СТАЛЬ «О ЖЕНЩИНАХ, СОЗДАВАВШИХ ЛИТЕРАТУРУ»
Перевод Школьникова И. А.
Мадам де Сталь воспитывалась при старом режиме, когда лишь небольшое количество женщин вступило во «владение» своими салонами и занимало исключительное, и временами довольно высокое, положение. Однако в ее зрелые годы, пришедшиеся на революцию и империю Наполеона, положение независимой женщины стало вызывать подозрение. Легко понять, почему она скучала по эпохе Просвещения и надеялась, что однажды оно станет достоянием всех людей. Это была женщина, которая говорила о своих страданиях, о своих трудностях при переходе из одного мира в другой, от монархии к республике; но она также знала, что «наслаждения разума созданы, чтобы успокоить бурю сердца». Ясность ее мысли поразительна в приведенном ниже отрывке, в котором она сравнивает два общества, ни одно из которых не пожелало дать ей место. Через размышления мадам де Сталь мы мельком сможем увидеть суть ее жизни как женщины, в отрыве от любовных связей: ее страстное желание использовать свой интеллект, чтобы участвовать в интеллектуальной жизни своего времени, а также ее убежденность в том, что поистине важной, даже для женщины, является общественная жизнь.
Женевьева Фрейс, Мишель Перр
ЛУ АНДРЭ-САЛОМЭ «ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ ЖЕНЩИНЫ»
Перевод Школьникова И. А.
Конец столетия застал Лу Андре-Саломэ в расцвете сил, гораздо более уверенной в своей способности жить свободной жизнью и пользоваться своими способностями, нежели мадам де Сталь. Удивительно смотреть, насколько умна она была в анализе своих возможностей, от положения традиционной музы до занятий творческой работой по своему усмотрению в качестве нового интеллектуала. Мужчины, которых она встречала, - Ницше, Рильке, Фрейд – видели это и любили дискутировать с ней. В это время она стала апостолом самореализации женщин как женщин, учитывая их отличия от мужчин. Существует два различных мира, считала она, каждый для определенного пола, и в ее глазах отнюдь не было аксиомой то, что мир женщины был хуже. Она заново определила сферу женской деятельности в понятиях пола как такового, а, следовательно, и тела.
Моник Александр ЖЕНЩИНЫ В РАННЕМ ХРИСТИАНСТВЕ.
В первые века христианства женщины иногда осуждались, а иногда прославлялись. В своей работе «О женском убранстве» Тертуллиан ругал своих читательниц и напоминал им третью главу Книги Бытия: «В муках ты будешь рожать детей, будешь угождать желаниям мужа, и он будет повелевать тобой. И ты еще не знаешь, что Ева – это ты? Приговор Божий над женским полом остается в силе, пока стоит этот мир, а значит, остается в силе и вина. Ведь именно ты по наущению дьявола первой нарушила Божью заповедь, сорвав с запретного дерева плод. Именно ты соблазнила того, кого не сумел соблазнить дьявол. Ты с легкостью осквернила человека, это подобие Бога; наконец, исправление вины твоей стоило жизни Сыну Божьему. И после этого ты еще смеешь украшать свое презренное тело»
Джоан Скотт Женщина-работница
Перевод Шныровой О.В.
Женщина-работница приобрела в течение Х1Х века очень большое общественное значение. Она, конечно, существовала задолго до промышленного капитализма, зарабатывая на жизнь в качестве пряхи, портнихи, золотых дел мастерицы, пивовара, шлифовальщицы, кружевницы, няньки, молочницы или служанки в городах и деревнях Европы и Америки. Но в Х1Х веке она стала предметом наблюдения, изучения, беспрецедентного внимания. Современники спорили о приемлемости, моральности и даже законности ее трудовой деятельности. Женщина-работница была продуктом промышленной революции, не столько потому, что индустриализация создала для нее рабочие места там, где их раньше не существовало (хотя так было в некоторых отраслях), но в основном потому, что в ходе нее она стала заметной и тревожащей фигурой.